Солнечное дыхание Земли

Если точнее — не дыхание, а выдох. Земля, рождаясь из космического хаоса, вдохнула в огненные недра все элементы, составляющие мир. Выдох же длится миллиарды лет.

А «солнечное» потому, что речь пойдет об элементе, впервые обнаруженном на Солнце и получившем солнечное имя — гелий.

Заглянем в справочник, чтобы узнать самую общую его характеристику: второй по счету и по весу элемент в периодической системе Менделеева, инертный газ без запаха и цвета, заполняющий пять кубических сантиметров в кубометре земного воздуха. Добавим к этому: загадочное вещество, преподносившее порой феноменальные сюрпризы и по сей день не выдавшее людям всех своих тайн.

* * *

О том, что есть такое вещество, люди узнали лишь тогда, когда освоили спектроскопию и научились понимать сложную цветопись спектральных линий. Метод спектрального анализа сразу же взяли на вооружение не только химики и физики — он дал широкие возможности ученым самых разных специальностей. Не удивительно поэтому, что неизвестный элемент нашли не химики, а астрономы, приспособившие спектроскоп для наблюдения за солнечным затмением, — француз Жансен и англичанин Локьер.

День затмения Солнца в 1868 году стал днем рождения нового элемента периодической системы — в спектре короны скрытого Луной светила явственно обозначилась желтая линия, которую ни один из тогдашних ученых не рискнул идентифицировать ни с одним из известных тогдашней науке и исследованных с помощью спектроскопа веществ. Три года новый элемент жил безымянным, пока один из открывателей не взял на себя и функции крестного отца: в 1871 году Локьер назвал его в честь Гелиоса гелием.

Вскоре линия гелия обнаружилась в спектрах звезд и далеких галактик. Выяснилось, что он на втором месте после водорода по распространенности в видимой людям части мироздания: 76 объемных процентов занимает в ней водород, 23 процента — гелий и лишь один процент приходится на долю всех, вместе взятых, прочих элементов. Космос, как оказалось, переполнен гелием. А нашу Землю, где он мог бы послужить нуждам разумной человеческой цивилизации, природа как-то странно обделила…

В конце минувшего столетия гелий нашли и на Земле. Англичанин Рамзай ухитрился «добыть» его из радиоактивного минерала клевеита. Затем последовала целая серия находок: гелий «настигли» в глубине угольных шахт и в неприступных кратерах вулканов, в нерасторжимой тверди каменных пород, в бурлящих водах минерализованных источников. И наконец, в обычном воздухе. Правда, в количестве ничтожном — каких-то пять десятитысячных объемного процента. Или, как было уже сказано, пять кубических сантиметров на кубический метр.

Итак, нашли. Полюбовались желтой линией на спектроскопе, определили атомный вес, разобрались в «архитектуре» атома, вписали в клеточку таблицы — и успокоились. В начале нынешнего века интерес к гелию был исключительно научным. А «людям дела» до него не было дела. Да и кому мог пригодиться элемент, не реагирующий ни с одним другим, не образующий соединений, имеющийся в мизерных количествах, к тому же дьявольски летучий, словом, не находящий ни малейшего практического применения? Тогда никто еще не знал, как сильно могут пригодиться людям именно эти его качества — инертность и летучесть. А уж о тайных его свойствах никто еще и не догадывался.

Лев Филимонов

Комментирование закрыто.

Запись опубликовал 22 Май 2014 года и разместил в рубрике Наука.   Запись имеет метки: ,   К статье пока нет комментариев. Вы можете быть первым.

Подросток выжил с гарпуном в голове В Великобритании начали продавать Chicza Rainforest Gum Дачные рецепты Фото: Кошачьи улыбки