Жирар Дезарг и проективная геометрия

«Черновой набросок подхода к явлениям, происходящим при встрече конуса с плоскостью» французского архитектора, инженера и математика Жирара Дезарга был опубликован в 1639 году в Париже.

Научных журналов еще не существовало, первый из них — «Журнал ученых» — вышел в Париже в 1665 г. Но Дезарг — архитектор. Когда архитектор проектирует здание, он на большом листе делает чертеж с пояснениями — и, если надо, размножает его в виде «афишки». Дезарг и свои математические результаты размножал в виде таких афишек, которые рассылал и раздавал коллегам. По существу, эти афишки были первыми препринтами (так сейчас называются брошюрки с изложением научных результатов, которые ученые рассылают оперативно друг другу, не дожидаясь публикации журнальной статьи; препринт в наше время — одна из основных форм научной публикации). Вслед за афишками появился и напечатанный в 50 экз. основной труд Дезарга с названием, привычным для архитектора и нетрадиционным для математики: «Черновой набросок подхода к явлениям, происходящим при встрече конуса с плоскостью». Дезарг подробно описал свойства, сохраняющиеся при проекциях (он назвал их «проективными преобразованиями»), ввел понятие бесконечно удаленной точки (известно, что параллельные рельсы на горизонте кажутся сходящимися — эта точка кажущегося пересечения и есть проекция бесконечно удаленной точки).

проективная геометрия

Книгу Дезарга — увы — не слишком заметили. Математики не видели особого смысла в задачах, которые решал Дезарг: ведь архитекторы справляются и так. Архитекторы в книге разобраться не смогли: слишком много математики. Точнее, математики заметили книгу, но восприняли как исследование очень частных вопросов, относящихся к коническим сечениям (проекциям окружности), да еще и традиционными геометрическими методами (без использования последних достижений алгебраического подхода). Именно с этой точки зрения результатами книги воспользовались Лейбниц и Ньютон при описании траектории движения небесных тел. Потом книгу забыли.

Интерес к математическим методам в строительстве возродился с Великой французской революцией. Общество пробудилось. Нужно было строить заводы, крепости, мосты, дороги: это была уже не прежняя архитектура (возведение уникальных объектов) — это было массовое строительство. Сразу же вспомнили старые приемы расчета, появились новые эмпирические приемы — теоретизировать было некогда. Возможно, теория появилась бы не скоро, но случилось так, что военный инженер по имени Жан-Виктор Понселе вместе с остатками наполеоновской армии оказался в русском плену — в Саратове. Чтобы не терять зря времени, он решил записать все приемы, которые знал, — и, систематизируя, развивая и обобщая их, по существу, создал вновь проективную геометрию. Проективная геометрия стала инженерной дисциплиной, ее в Военно-инженерном училище изучал Достоевский, и не случайно Иван Карамазов, рассуждая о боге и бесконечности, вспоминает о геометрии, где параллельные в бесконечности пересекаются. А в Достоевского вчитывался Эйнштейн (известны его слова: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс»). И кто знает, может быть, современная физическая картина мира появилась бы намного раньше, если бы математики вслед за французским архитектором Жираром Дезаргом всерьез задумались о том, как правильно нарисовать вид здания.

Вл. Яковлев